О любви

Нам кажется, что любовь – это чувство. А откуда может родиться любовь к врагам? К моим личным или, тем более, – к тем, кто доставляет боль моим ближним? Любовь – это состояние, к которому христианин постепенно восходит. Когда любовь становится содержанием сердца человека, то ничем, кроме любви, он на происходящее в жизни уже ответить не может. Любовь не отменяет необходимости в какой-то конкретной ситуации и противостоять человеку, и ограничивать его свободу совершать зло, но это не должно приводить к тому, что мы этого человека обесцениваем. Невозможна любовь к кому-то – к Богу и близким людям – и равнодушие ко всем остальным. В мире существует только одна норма общения между людьми – это уважение и любовь. Все раздоры – это некая единая цепь. И очень важно, чтобы мы, протягивая руку человеку, с которым могли бы впасть во вражду, каждый раз полагали начало другой цепи – связующей любовью.

Любовь должна быть обращена вовне. Мы, христиане, получили дар Любви от Бога, и мы его теперь отдаем людям. Спасение, по-моему, в том и заключается, чтобы откликнуться на эту Любовь Божию, не утаить ее, как талант, в себе. Любовь дает человеку силы жить. Очень часто один человек говорит кому-то, что он его любит, а этот другой этой любви не чувствует. Если тот, кого мы «любим», нашей любви не чувствует, очень сомнительно, что мы его на самом деле любим. Если начать разбираться, может оказаться, что я, который говорю о любви к кому-то, просто-напросто в этом человеке нуждаюсь. Но любовь ли это? Не слишком ли она сосредоточена на мне самом?.. К сожалению, зачастую за словами о любви к кому-то стоит желание просто обладать им. Это тоже трудно назвать любовью, но многие именно эти подмены и принимают за любовь. Можно было бы и дальше перечислять, и ряд таких примеров будет достаточно длинным. Суть заключается в том, что чаще всего представления людей о любви превратны.

Я не знаю никого, кто бы дал бы любви настолько удивительное, настолько емкое определение, как апостол Павел: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8). И совершенно очевидно, что он это определение любви вынес не из своей предыдущей обращению жизни, когда был еще Савлом. Это то, что открылось сердцу Павла уже при жизни во Христе. Как человек приходит к такому состоянию любви? Как его жизнь становится живой и настоящей? Если человек ищет в своей жизни прежде всего пребывания с Богом, то он, начиная прислушиваться к своему сердцу, очень быстро ощутит, что ему эта жизнь во Христе дает и чего он, теряя ее, лишается. Тогда он и начинает бороться за то, чтобы быть с Богом.

Говорить об этом достаточно сложно. Это внутренняя жизнь сердца. Как собака ищет след, потом его теряет, снова возвращается, – так и ты пытаешься пройти по этому узкому пути (ср. Мф. 7, 14) вслед за Христом.

 Игумен Нектарий (Морозов)


19 января 2020 г. Крещение Господне

«Явилась благодать Божия, спасительная всей вселенной, дабы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (см. Тит. 2, 11–12). Эти замечательные слова из Послания апостола Павла к Титу несут в себе ключевые смыслы, связанные с пришествием в мир Спасителя и с праздником Богоявления. Благодать Божия пришла в мир – пришла через воплощение Сына Божия, Господа Иисуса Христа. 

Сегодня, как и две тысячи лет назад, мы можем свидетельствовать о том, что благодать Божия не была тщетна. Кому-то, может быть, кажется, что она недостаточно эффективна. Кто-то требует немедленных результатов, немедленного чуда. Но мы знаем, что благодать и сила Божия предназначены не для того, чтобы удивлять и поражать воображение людей, но для того, чтобы духовно оплодотворять каждого человека, и усваивается благодать по мере нашей с вами готовности, по мере нашего стремления и желания ее обрести.

Господь, не нарушая человеческой свободы, протянул роду человеческому, несмотря на совершенный грех, Свою спасающую десницу. И мы знаем, что благодать Божия реально действует в человеческой жизни, она реально совершает чудеса, она реально из камней сих соделывает детей Аврааму, как говорит о том Слово Божие (см. Мф. 3, 9). Сила благодати Божией беспредельна, и только воля человека может ее ограничить. Если человек не желает принимать благодать, если он закрывает свое сердце от веры в Господа, если он не считает, что благодать ему нужна, то благодать не дается ему всуе. Но в ответ на молитвы, на веру, на стремление человека открыть свое сердце навстречу Господу благодать подается через Церковь Духа Святого, Который и действует, и прикасается к каждому из нас.

  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


18 января 2020 г. Крещенский сочельник


7 января 2020 г. Рождество Христово

Чему радуются христиане? Ну, родился Христос, — Бог, который любит нас. А столько бед вокруг, у кого-то друг от рака умирает. Разве страданий на земле стало меньше? Как увидеть любовь Божию среди боли, несправедливости, страданий? Зачем человек Богу?

Отношения с Богом кажутся простыми, когда человек от Бога ждет простых вещей: здоровья, денег, успеха, помощи в работе и личной жизни. Во все времена и во всех религиях этот список просьб к Богу примерно одинаков. И отношения с Богом человеку — предъявителю списка кажутся отношениями с неким всемогущим и таинственным существом, которое человек либо задабривает, либо исполняет его директивы. Поэтому так часто слышишь от людей, что все религии одинаковы, в них – одни и те же правила и заповеди, а Бог – один на всех. Такое отношение к вере в бытовом смысле очень популярно. И немного похоже на сцену в фильме «Мимино», когда в гостинице «Россия» японские туристы видят двух главных героев: грузина и армянина и говорят друг другу: «Как эти русские похожи друг на друга! Как они только друг друга отличают!» Примерно так же выглядят и люди, утверждающие, что все религии равны и похожи между собой. Да, они похожи — но лишь для людей, далеких от Христа. И из своего далека людям кажется, что это Бог далек от них. Бог могущественен и велик, а ты жалок, слеп и наг. Поэтому с Богом нужно уметь договариваться. Религиозные системы всех времен и народов выстраивают примерно одинаковые схемы таких договоров: это разнообразные ритуалы, жертвоприношения, кодексы. Учат, что надо быть хорошим, а не плохим. Нельзя убивать, нельзя воровать. Надо подавать милостыню. А Бог при этом остается далеким и незнакомым. Человек имеет дело с идеей Бога, а не с Творцом, как таковым, и только пытается приспособиться под Него, чтобы получше устроить свою жизнь. Сам же Бог ему неинтересен. Что между ними общего? Какое дело великому Богу до маленького человека? Кажется, человек Богу просто … не нужен. А Рождество приносит в мир истину, удивительную и непостижимую даже для многих христиан: оказывается, человек нужен Богу. Настолько, что великий Бог рождается в мире людей как беззащитный Младенец, а позже добровольно идет на страшную смерть… И в этом отличие: Бог нужен человеку время от времени, когда сильно припрет. А Господь думает о нас иначе: человек нужен Богу навсегда, навечно!

Рождество Бога как Человека, принявшего всю полноту человеческой природы, кроме греха, но не потерявшего Божественного всемогущества, впервые за всю историю отношений Творца и человека дало людям возможность принять Бога не как силу, не как власть, не как отстраненное чудо, а в простоте любви. Бог называет Себя нашим Отцом. И это самое главное, самое новое и самое удивительное: отныне Бог человеку — Отец, заботливый и ответственный. И это будет ново всегда, к этому нельзя привыкнуть. Но познать это может каждый — сердцем. И это главная задача: научиться быть Богу не рабом, не наемником, — а сыном. В этом сущность нашей христианской веры, которая именно этим непохожа на все остальные.

Но как же, спросит человек, если Бог стал людям Отцом, почему Его дети совсем не изменились? Они страдают, болеют, враждуют и убивают друг друга. Бог приходит в мир, но с Его пришествием мир не превращается в райский сад. Вспомним: Рождество Сына Божиего в мир начинается с кровопролития: царь Ирод приказывает убить всех младенцев в Вифлееме, близких по возрасту Младенцу-Христу и Бог не останавливает и не предупреждает это избиение. Это один из самых страшных вопросов Евангелия: почему? Почему рождение Христа, которое стало светом миру, сопровождается этим кровавым кошмаром, смертью детей, слезами и криками матерей?

Но ведь и само рождение Христа трагично: сейчас Рождество для нас – это уютный семейный праздник с елкой и застольем, а ведь Евангелие совсем не так описывает приход Спасителя в мир. Рождественские песнопения говорят о начале страданий Бога за нас. Пещера, где Он рождается – прообраз гроба Господня, пелены – прообраз плащаницы, дары волхвов – погребальные образы. Все это знаки того, что Христос готовит Себя не к жизни среди людей, а к смерти за человеческий род.

Явление Бога на земле – это не ревизия с вопросом: как там живет человек? Бог не приходит к нам как прокурор к подсудимым. Он приходит с даром Своей любви. Он приходит, чтобы эту любовь подарить всем нам. Но вместе с даром любви Он приносит людям и дар свободы, потому что любовь без свободы — неосуществима. И вот здесь начинается конфликт, потому что существовать в полноте любви и свободы могут только равные. Какая полнота любви и свободы может быть между царем и рабом? Между начальником и подчиненным? Но именно здесь происходит невмещаемое умом, но постигаемое сердцем действие Божие. Для того, чтобы маленький человек мог быть свободен в присутствии великого Бога, великий Бог становится маленьким-премаленьким Человеком. Более того, этот маленький-премаленький Человек связан по рукам и ногам рождественскими пеленами, как бы еще раз показывая нам, людям, как Он доверяется нам, и как свою Божественную свободу Он ограничивает ради того, чтобы мы научились быть свободными, научились той любви, которую Он принес в Своем Рождестве.

Бог пришел в мир как Человек, чтобы принести людям любовь и научить людей этой любви через Себя Самого. Любви, которая не ищет своего, не гордится и не завидует, все переносит и никогда не перестает. Евангелие – это главная книга о том, как научиться такой любви, побеждающей зло и превозмогающей страдание. Мир не может быть вообще избавлен от страданий, словно по взмаху волшебной палочки. Миру дана свобода, и избавить мир волшебным образом от страданий – значит избавить его от свободы. А избавить мир от свободы – значит избавить мир от подлинных отношений человека и Бога. Ведь мир – это не игра Бога в человека, словно в оловянных солдатиков. Если бы было так, то все роли были бы заранее распределены, все предопределено: вот игра в войну, вот игра в катастрофу, вот игра в благоденствие и благополучие. 

Но мир живет в свободе, и эта свобода предполагает возможность катастрофы, точно так же, как возможность катастрофы предполагает всякая любовь. Но Бог не оставляет человека наедине с катастрофой, Он – всегда внутри нее. Там, где страдания, там всегда Христос. Только бы это понял страдающий человек. Господь принял на себя и ответственность за страдания, и полноту участия в страдании человека. Поэтому можно говорить о том, что там, где страдает человек, ему обязательно сострадает Христос. И это сострадание дается человеку как возможность принять Христа в свою жизнь.

Пока отношения человека и Бога находятся на стадии подзаконных, как у раба и Царя, человек пытается вести себя правильно, но взамен предполагает, что и у него все будет хорошо, что Бог «обязан» выполнить свою часть договора. Но видел ли кто когда-нибудь жизнь, где все было «хорошо»? Невозможно прожить на этой земле без страданий. Рано или поздно беды и горести постучатся в наши двери, и это никак не зависит от того, хорош или плох, добр или зол человек, благочестив он или нет. И тогда человек начинает обращаться к Богу как к неправедному судье: «за что мне это? Почему это со мной, а не с кем-то еще? Разве я это не заслужил?» Человеку кажется, что он может у Бога что-то заслужить.

Но если наша вера выросла до отношений детей к своему Отцу, все меняется. Когда у ребенка случается беда, то Отец приходит разделить его беду, как и земные родители. Только лишь когда мы начинаем нуждаться в Боге, как в Отце, мы открываем перед Ним нашу душу без вопросов. Нам уже нужен Сам Отец, Его любовь, а не Его «подарки». И тогда наши страдания не исчерпываются, не перестают, но они становятся выносимыми. Бог берет их на Себя, разделяет эту ношу, и мы это чувствуем. Если мы принимаем Христа, если сквозь всю свою боль доверяем Ему, разделяем с Ним эту боль, то мы оказываемся способны жить в этом страшном мире и побеждать боль и страх. Более того, мы становимся способны к другим людям относиться так, как Христос относится к нам.

Ведь только тот, кто сам страдал, способен на подлинное сострадание. Мы учимся разделять чужую боль, разделять даже чужую смерть, потому что нас научил этому Христос, родившийся в этот мир и положивший душу Свою за нас.

Протоиерей Алексий Уминский 


Рождественский пост. Подготовка к празднику 

Рождества Христова

Бог сотворил человека в райском состоянии для полноценной и радостной вечной жизни. Отношения человека с Богом были основаны на абсолютной вере, т.е. полнейшем доверии к своему Создателю, и взаимной глубокой любви. Попавшись на дьявольское искушение, первые люди потеряли доверие к Творцу, и с этим рассыпалась любовь к Богу. Итогом этого вероломства стала потеря человеком райского состояния; грех и власть смерти овладели людьми. Теперь вкушать плоды древа жизни, т.е. входить в единение с Сыном Божиим или, как мы теперь говорим, причащаться Его жизни, стало невозможным. А именно соединение с Богом в вере и любви давало человеку возможность жить вечно и светло. Через многие тысячелетия земной истории Господь вел людей, чтобы они смогли вновь полностью довериться своему Творцу и Его безграничной любви. Разными путями шли народы к этой встрече со Христом. Земной мир готовился, сам того не понимая, к событию Боговоплощения, когда Творец станет Творением и родится от Девы беспомощным Младенцем в Вифлеемской пещере, которая служила хлевом – стойлом для скота. И этот хлев стал со временем центральной частью храма Рождества Христова – святыни для христиан всего мира. Преобразились апостолы, соединившие свою жизнь со Спасителем и принявшие дары Святого Духа. Преобразился и ярый гонитель Христовой веры Савл, переживший личную встречу с Воскресшим Христом и ставший апостолом Павлом, ревностным распространителем Благой Вести о спасении. Приняв Христа, духовно обновлялись люди и целые народы.

Светоносной встрече со Христом всегда предшествовала осознанная или неосознанная подготовка к этому событию. Она по-разному происходит у людей. Это может быть исканием истины, правды и смысла жизни, стремлением жить по совести или, наоборот, исканием счастья здесь и сейчас любой ценой. Искавшие смысл своего бытия обрели его во Христе. Искавшие же главные радости именно в земной жизни зашли в полный тупик и уткнулись носом в глухую стену, потерявшись в лабиринте земного бытия. И тогда они стали искать духовный свет вне себя и своих земных ценностей, осознав свое бессилие найти смысл жизни и подлинное счастье, и как только они стали призывать помощь Божию, им открылась дивная любовь Христова.

Заблудившимся в жизни людям очень трудно найти путь к Богу и своему бессмертию не потому, что Бог далек от нас, а потому, что мы заменили Его в нашей жизни всякими мелочами или земными приоритетами, которые вне сыновних отношений с Богом обесцениваются.

Когда Господь пришел в мир, чтобы родиться на земле, люди не захотели немного подвинуться, чтобы уступить Ему место рядом с собой в своей жизни. Но Сын Божий на это не обиделся, как не обижаются земные родители на неразумных маленьких детей, и родился на задворках в грязном хлеву, потому что решил стать братом по человеческой природе заплутавшим в мире страстей людям.

Бог не изменяется с течением времени. И в наше время Христос остался Таким же Любящим и Всемогущим, Каким был всегда. И сейчас есть люди, которые не хотят жить лишь для могилы и для того же растить детей и внуков. Глубоко в нашей душе заложена потребность обрести Бога и с Ним – вечную и совершенную жизнь. Но чтобы эта потребность реализовалась, человеку нужно употребить усилия по отношению к самому себе. Необходима переоценка и ценностей, и себя самого. Как в этом поиске важно не промахнуться, не пройти мимо своего Спасителя! Надо честно признать: я сам свои грехи и грязные страсти победить не могу, я болен грехом и нуждаюсь в духовном лечении.

Самый адекватный перевод Евангелия на русском языке – это синодальный. Именно в этой книге надо искать ответы на вопросы: Кто Такой Иисус Христос? Как Он относился к тем людям, с которыми общался? Иисус ведь не изменился – Он Такой же, Какой и был. Поняв, что Он грешниками и больными не гнушался, естественно сделать вывод, что и к нам Он отнесётся так же. Если Богочеловек тяжелых больных и полуразложившегося покойника Лазаря вернул к полноценной жизни, то может и нашу душу исцелить, и в нашу жизнь внести радость победы над грехом и смертью. Осмысливая Евангелие, мы учимся открывать душу Христу в искренней молитве и ищем православный храм, в котором душа будет входить в теснейшее общение с Богом в Святых Таинствах. Когда же человек научится отвечать на любовь Божию своей любовью, нужно это состояние духовной связи с Господом хранить и возгревать, чтобы не замыливались наши чувства и не покрывалось пеплом пламя нашей родившейся живой веры. Человек ищет Христа, а если ищет последовательно и настойчиво, то и находит, потому что Господь идет навстречу ему.

По нашей немощи и слабости мы привыкаем к вере, молитве, Церкви и начинаем снова погружаться в жизненную текучку. Святая Церковь, как заботливая мать, помогает нам сохранить искренность живой веры и христианской любви, чтобы не вернуться в рабскую зависимость к темным силам.

Великие церковные праздники – это наше соприкосновение с Небесным миром сияющей Христовой любви и духовное участие в самих священных событиях. Достойная подготовка к этим праздникам оживляет нашу душу и обогащает ее благодатной Божественной силой.

Православного христианина Церковь зовет подготовиться к духовному участию в празднике Рождества Христова. Для этой цели установлен Рождественский пост. Сам же пост отнюдь не является определенного рода временем диетического питания для верующих людей – это время духовного и телесного воздержания и усиленного труда по приведению нашей души и земной жизни в духовно здоровое состояние.

Сам Господь сказал, что для освобождения от бесовской зависимости необходимы молитва и пост (см. Мф. 17, 21; Мк. 9, 29). Молитва – это не механическое прочитывание молитвословий по книге или наизусть. Если я о чем-то очень важном разговариваю с другим человеком, то прекрасно понимаю, о чем говорю. Но поскольку так ведется серьезный разговор с людьми, тем более важно, чтобы при разговоре с Богом во время молитвы все слова были осмыслены, чтобы наш ум четко понимал и осознавал каждое слово, которое мы говорим в молитве. Если этого нет, то нет и молитвы, сколько бы времени мы не произносили свои молитвословия перед Богом. Если наш ум закрыт для слов молитв, то наша душа не сможет их вознести в Небесный мир. А оказывается, молиться-то очень трудно, и мы не умеем этого делать. Поэтому надо учиться очень внимательно произносить слова молитвы, постоянно собирая свой ум и откидывая все время посторонние мысли. Если водитель машины постоянно смотрит по сторонам, а не вперед, то ничего хорошего из этого не получится, так и в молитве нужно быть обращенным к Богу, а не рассеиваться мыслью туда-сюда. Искренняя внимательная молитва как дома, так и в храме, приносит нам добрые плоды. Успеху её содействует благоговейное отношение к Богу, осознание своих грехов и ежедневное личное покаяние в них перед молитвой (дома). Необходимым условием для молитвы является примирение с людьми.

Пост включает в себя, помимо усиленной и более частой молитвы, усердное осмысление Божией воли, открытой нам в Священном Писании Нового Завета (Евангелии) и тайное совершение добрых дел. Священные слова надо честно применять к себе самим и стараться увидеть свои духовные недуги и грехи. При этом следует усердно просить Бога о помощи в нашей духовной борьбе с грехами. Огромную роль в благодатном обновлении души играет искренняя продуманная и пережитая исповедь в храме перед Богом, свидетелем которой станет священник. Особенно важно соединение нашей жизни со Христом в таинстве Святого Причащения, то есть наше личное участие в Тайной Вечере, которую Господь совершил со Своими учениками в Великий Четверг.

Пост, то есть воздержание от развлечений, ограничение в пище, усиленное совершение добрых дел, примирение с ближними, более усердное посещение храма и участие в святых таинствах Покаяния и Причащения, усиленные молитвы и чтение Священного Писания – все это помогает нашу душу из грязного стойла для скота – наших грехов и страстей – превратить в чистый и уютный храм, куда сможет прийти Христос в день Святого Рождества и освятить всю нашу жизнь Своим благодатным присутствием.

Своим богослужением и духовно-благодатной жизнью Святая Православная Церковь ведет нас к встрече с Родившимся Богомладенцем, чтобы наша жизнь засияла радостью святого праздника оттого, что восстановлены отношения нашего доверия к Богу, что нас согрела Его любовь и перед нами открыты двери в вечное Небесное Царство Бога.

Протоиерей Борис Балашов 


6 ноября 2019 г.

Икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

6 ноября празднуется икона Божией Матери "Всех скорбящих Радость" - престольный праздник в Скорбященском храме г. Клина.

Вот уже 158 лет Скорбященский храм отмечает свой день рождения. Думали ли, предполагали ли в те далекие шестидесятые годы XIX столетия, что через несколько десятков лет, в начале ХХ века неприметная кладбищенская церковь на окраине города станет оплотом Православия? Единственным храмом в городе, который власти не смогут закрыть, и в годы оттепели из этого храма "выйдут" настоятели восстанавливаемых и вновь построенных храмов Клина и Клинского района. Каждый год, 6 ноября они стекаются в Скорбященский храм, ставший для них родным домом, чтобы вместе отслужить Божественную литургию. 

Накануне вечером, 5 ноября, было совершено праздничное Всенощное бдение с акафистом. А 6 ноября состоялись две праздничные Божественные литургии: ранняя и поздняя, после каждой из них совершались крестные ходы. Позднюю литургию возглавил настоятель Скорбященского храма протоиерей Борис Балашов.

 

История Скорбященского храма г. Клина

В XIX веке Клин был небольшим уездным городом Московской губернии. Хоть и невелик был городок, но в нем было все необходимое. И величественный Троицкий собор, и монастырь с храмом XVI века, и церковь для заключенных, о духовной жизни которых заботились горожане. Своя больница, свое Духовное училище, своя гимназия. Школы были не только в Клину, но и в каждом селе.

Купцы обильно снабжали своими товарами горожан и сельских жителей. Торговые ряды, построенные ими, функционируют до сих пор. Старое городское кладбище было за рекой Сестрой, где сейчас находится деревня Праслово. В середине прошлого века встал вопрос об устройстве нового городского кладбища. За чертой города, за огородами горожан выделили участок земли под новое кладбище. И, как положено было в городах, при кладбище решили построить кладбищенский храм, в котором будут отпевать умерших и совершать по ним церковные поминовения.

Кому посвятить новый храм? Кладбище для христианина - это место, где встречаются скорбь с радостью. Расставание с близкими - это всегда трагедия, скорбь - мы теряем тех, кто нам дорог. Но для самого умершего, если он христианин, смерть - это дорога в вечность, это подведение итогов жизни и встреча с Тем, к Кому он стремился всю свою жизнь. Сам чин христианского погребения очень светлый и исполнен радости. "Радостен тот путь, которым ты идешь, душа, потому что это место твоего покоя", - так возглашает Церковь, провожая усопшего. "Дай мир вместе со святыми, дай покой душе умершего христианина", - молится Церковь о новопреставленном. А что может быть лучше для верующей души, чем Вечная жизнь в радости и постоянном общении со святыми душами и с Самим Небесным Отцом? Первые христиане называли день смерти днем рождения для Вечной жизни. Поэтому искренно верующий человек готовится ко дню смерти - дню встречи со Христом, как невеста готовится ко дню свадьбы. На могиле умершего православного человека ставится крест. Ведь именно крестом был поражен диавол и разрушена сила ада над человеком. Христианская душа, жившая на земле со Христом, не разлучается с Ним и после смерти. А после Второго Пришествия Христова, когда будет окончательно подведен итог жизни каждого человека, все люди снова обретут свои тела, но только уже в новом виде. Священное Писание говорит о том, что для одних это будет воскресение жизни, а для других - воскресение осуждения, и уже навсегда.

Христиане - это грешники, воюющие с грехом. А воюющим Сам Христос дает победу. Именно поэтому кладбище для христианина - место не только скорби, но и радости. Скорби - о потере близкого, радости - о его будущей славе в Царстве Небесном. По этим причинам и решили посвятить новый кладбищенский храм Божией Матери в честь Ее иконы "Всех скорбящих Радость". Ведь именно Ей, по словам праведного Симеона Богоприимца, открываются помышления многих сердец. Ведь именно Она, как любящая Мать, утешает верующие сердца в скорбях и в печальную душу вселяет радость...

Освящение новой кладбищенской церкви состоялось в 1861 году. Она была приписана к Троицкому собору Клина. В послереволюционные годы Скорбященская церковь стала приходом. Сюда ходили молиться православные. Остальные церкви города с помощью гражданских властей перешли к обновленцам. Некоторое время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось почти только в этом небольшом кладбищенском храме. Казалось, что обновленчество восторжествовало. Православные викарии в Клину - архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил - недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь мученически. Обновленческий лжеепископ Николай, опять-таки с помощью властей, сумел около 1924 года отобрать у православных кладбище. 

Умер Святейший Патриарх Тихон. Казалось, наступил конец Православию. Но все обернулось иначе. Обновленческий лжеепископ Клинский Николай сетует в своем годовом отчете за 1925 год, что священники и приходы стали сразу после смерти Патриарха возвращаться к "тихоновцам", то есть к Русской Православной Церкви. Оплот Православия в Клину - церковь "Всех скорбящих Радость" - сумела с Божией помощью пережить все бури и выстоять. Церковь никогда не закрывалась, хотя попытки ее закрыть были даже в 50-х годах XX столетия. После закрытия привокзальной часовни верующие спасли из нее чтимый образ Божией Матери, называемый Клинским. Из закрытого тюремного храма святителя Тихона Задонского был перенесен храмовый образ этого святителя. На левой солее сооружен маленький алтарь в честь святителя Тихона Задонского, который был освящен в 1947 году. И из других закрытых храмов верующие приносили спасенные иконы в ставшую соборной бывшую кладбищенскую церковь. 

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда появилась возможность открытия новых храмов, группы прихожан Скорбященской церкви стали организовываться в новые приходские общины, открывать и восстанавливать разоренные церкви. Вокруг этих людей вырастали новые приходы. Множество вновь пришедших к вере людей стали наполнять и вновь открытые храмы, и Скорбященскую церковь.

Источник: www.pravklin.ru


19 октября 2019 г.

  19 октября 2019 г состоялся субботник. Приехавшие на службу прихожане, пользуясь хорошей погодой, убирали территорию вокруг храма. Потом все молились на Всенощном бдении.


27 сентября 2019 г.

Воздвижение Креста Господня

В Евангелии, обращаясь к народу, Христос Спаситель говорит: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Этот крест мы должны пронести через всю свою жизнь, взирая на Крест нашего Господа Иисуса Христа. Конечно, всем понятно, что Крест – это символ нашего спасения, поскольку Христос был распят на Кресте. Но как это конкретно может относиться к нашей жизни? Попытаемся переосмыслить наши скорби и сравнить их со страданиями Христовыми. Мы ноем под тяжестью креста, ропщем на свою тяжелую жизнь. Как сказал один из святых отцов, взглянем на Божественного Страдальца. Что перенес Он? Каков был Его жизненный и смертный Крест? Люди, которые были свидетелями сотворенных Иисусом чудес, распинают Его, как последнего разбойника! Если безгрешный Сын Божий все это перенес ради искупления наших грехов, то как мы можем роптать из-за своих больших и малых скорбей?

Крест, который Господь дает нам нести в своей жизни, у каждого – по силам его. Апостол Павел говорит в одном из своих Посланий: Бог… не попустит вам быть искушаемыми сверх сил (Кор. 10, 13). То, что мы можем потерпеть, то и дается нам. Но дается не просто так, не ради того, чтобы нас наказать, сделать нашу жизнь еще более горькой. Нет, не для этого мы в своей жизни страдаем. Господь знает, что каждый человек грешен, а значит, все мы – больные люди, и нам необходимо лечение, потому, что если человека не лечить, то он может и погибнуть. Когда врач берет скальпель в руки и разрезает гнойник, или зубной врач вырывает больной зуб, это болезненно, печально, приносит временные страдания, но потом мы радуемся и ликуем, так стало легко, и даже воспоминания о плохом уже нет. Вот так и Господь ради нашего вечного спасения врачует нас. Поэтому предадим себя в руки Божии. Мы знаем, что волос с головы нашей не упадет без воли Божией, все обстоятельства жизни происходят с нами по Его Промыслу. 

По сравнению с тем Крестом, который нес Спаситель, все наши, как нам кажется, «невыносимые» кресты – ничто. Так, Его Крест дает нам силы нести наш личный крест, учит не считать внешние, трудные обстоятельства жизни безысходными. Крест Господень вобрал в себя все кресты наши… Об этом нужно помнить и с благодарностью нести тот маленький крест, который Господь дал каждому из нас. Как только мы без ропота и уныния примем свой крест, Сам Господь невидимой рукой будет поддерживать нас и помогать его нести.

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)


21 сентября 2019 г.

Рождество Пресвятой Богородицы. Престольный праздник

    Для нас, православных, это день рождения не только Матери Богомладенца Христа, но и нашей Матери.

Когда священник совершает таинство Крещения, в начале его он осеняет крещаемого крестным знамением, читает молитву о наречении имени, а затем с пением тропаря «Радуйся, Благодатная Богородице Дево…» благословляет его иконой Божией Матери и дает приложиться к ней. В этот момент совершается его усыновление Богородицей, ведь, крестившись, мы становимся братьями и сестрами во Христе, а значит, Мать Христа становится и нашей Матерью. Основание этому утверждению мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Иисус Христос умирал на Голгофском Кресте, рядом с Ним были Его Мать и любимый ученик, Иоанн. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! (Ин. 19, 26–27). Эти слова относятся не только к апостолу Иоанну Богослову, но и ко всем ученикам Спасителя. В лице Иоанна Господь благословляет всех христиан быть сынами и дочерьми Девы Марии, а Ее – быть нашей Матерью.

Богородице посвящено много праздников. Но этот – день Ее Рождения, день Ее прихода в этот мир. Мы вспоминаем о непростых обстоятельствах этого прихода, о том, что у родителей Ее, Иоакима и Анны, не было детей много лет, о том, как болезненно переживали они свое бесчадие, которое по тем временам воспринималось окружающими как нечто не только прискорбное, но и позорное. Как поверхностны бывают люди в своих суждениях! Первосвященник в Иерусалимском храме отказался принять из рук Иоакима жертву Богу: ты, дескать, недостоин, потому что не оставил потомство Израилю. Служанка жестоко ранит Анну укором: ты, мол, хоть и госпожа, да детей у тебя нет; а я хоть и рабыня, да зато у меня дети. Ах, если бы знали они, какое Дитя родится у этой четы!

Впрочем, Самой Марии предстоит принести в мир дар еще более великий. Она станет Матерью воплотившегося Бога, а в Нем – и каждого из нас, христиан.

Протоиерей Игорь Гагарин 


28 августа 2019 г.

Успение Пресвятой Богородицы 

Сегодняшний праздник – еще и еще, и еще раз нам об этом напоминание:  вот чем закончится жизнь человека. Успение. Тот, кто уснул, тот проснется. И об усопшем человеке мы говорим «усопший», а не «умерший» и не «погибший». Усопший. И это есть стержень, это есть смысл, это есть содержание нашей жизни. Один мудрец сказал: «Вы будете мертвы до тех пор, пока боитесь смерти». Мертвы. А мы живы. Живы и всерадостны, что нам Бог дал это знание, дал это подтверждение. И мы из внешней природы, которая является книгой жизни, о которой Ломоносов сказал: «Бог оставил нам две книги: одну – видимую, а другую – написанную». В видимой книге, в этом мире, в природе мы узнаем красоту и премудрость Божию. А в писаной книге, в Священном Писании мы узнаем Его волю. И вот эта книга, книга мира нам свидетельствует о смерти и о воскресении. Солнце заходит для того, чтобы вновь взойти и родиться вновь. Луна убывает, чтобы потом опять явиться во всей полноте. Осенью деревья скидывают листья и, казалось бы, умирают, а весной опять оживают. Зерно, брошенное в землю – кажется, что оно истлевает, пропадает, а оно вновь возрождается в иной форме уже – в форме ростка, цветка или маленького дерева. Нам из всего из этого подобие жизни и смерти. И какие же мы счастливые люди, что нам дана возможность быть сильнее самой смерти.

И смерти нам никогда и ни при каких обстоятельствах бояться не надо. Потому что у многих людей смерть наступает гораздо раньше, чем останавливается сердце, отказывают почки, и прекращает деятельность мозг, и этой смерти надо бояться. Смерть наступает тогда, когда прекращается духовная жизнь, когда из жизни уходит вера, когда из жизни, из отношений уходит любовь, когда в глазах отображается только одна земля. Вот это настоящая смерть. А когда мы даже лежим на земле, но в глазах наших отображается небо, – это настоящая жизнь! Если тебе даже осталось час до твоей смерти. У кого в душе Бог, там и царство, там и вечность, там и жизнь, независимо от того, что будет с его телом.

Возблагодарим в этот святой и всепраздничный, всеторжественный, всерадостный день Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, Матерь Жизни, преставляющуюся и переходящую от земли на небо. Пресвятая Богородица, помогай нам!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)


25 августа 2019 г.  

  Сегодня в нашем храме прошел традиционный молебен на начало учебного года. Для Православной Церкви уже давно стало обычаем в преддверии или в начале учебного года совершать краткие молитвы об учащихся и учащих. Церковь в эти дни молится, чтобы Господь послал всем учащимся  дух разума и премудрости, чтобы все кто учится могли понять все душеполезное учение и помнить о добром слове Бога.


19 августа 2019 г.  

Преображение Господне

  Великое зрелище Света Преображения Господня есть тайна восьмого дня, то есть будущего века. Везде присутствует Царь всяческих и везде - Царствие Его, так что пришествие Царствия Его не обозначает перехода его с одного места на другое, но откровение его силой Божественного Духа. И эта сила явится не просто обыкновенным людям, но стоящим с Господом, то есть утвержденным в вере в Него и подобным Петру, Иакову, Иоанну... Свет Преображения Господня не рождается, и не исчезает, и не подлежит чувствовательной способности, и, хотя он был созерцаем телесными очами в течение краткого времени и на незначительном верху горы, но и таинники Господа на то время перешли от плоти к духу посредством изменения чувств, произведенного в них Духом, и таким образом увидели чем и насколько облагодетельствовала их сила Божественного Духа, этот Неизреченный Свет.

Свт.  Григорий Палама


Успенский пост

Успенский пост (14 августа–27 августа) – самый короткий из постов Православной Церкви, но при этом по строгости воздержания он может сравниться с Великим Постом. О смысле и значении этого поста блаженный Симеон, архиепископ Солунский, пишет так: «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, не имела нужду в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и побуждая Ее тем к молитве за нас». Прежде всего, в пост необходимо чаще посещать храм и участвовать в богослужении. Нельзя свое нерадение постоянно оправдывать различными обстоятельствами. Так же обессмысливается пост, если в течение него человек ни разу не приступил к исповеди и Причастию. Здесь не могут быть убедительны никакие ссылки на недостаток времени и занятость. Все зависит только от серьезности нашего отношения ко Христу и Его Церкви. Хотя этот пост довольно строгий, но очень непродолжительный, и нужно минимальное усилие воли для того, чтобы хотя бы несколько раз за это время прийти на богослужение, постараться воздержаться от излишеств за столом и в жизни. Не стремясь к этому, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что может придать нашему пощению смысл.

   В Успенский пост по церковному уставу следует воздерживаться от мясной, молочной пищи и яиц. В отличие от менее строгих постов не благословляется также рыба, кроме праздника Преображения.

  По древней традиции в Преображение в церквях после Литургии совершается освящение винограда и других плодов. Освящение винограда, и в некоторых местах колосьев пшеницы, имеет особое значение, поскольку из них изготавливается вино и печется хлеб, которые могут быть впоследствии использованы Церковью для совершения Евхаристии, как вещества Таинства. В России в тех местах, где виноград не растет, в этот день освящаются яблоки и другие плоды, растущие в данной местности. Плоды приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека.

   Мы должны стараться соблюдать пост, чтобы помочь своей душе очиститься от греховных пороков и с помощью Божией лечить ее от страстей. Однако здесь важно трезво рассчитать свои духовные силы и физические возможности, чтобы, по самонадеянности начав строго поститься, затем по немощи и вовсе не оставить пост. Каждый, хоть раз старавшийся поститься, знает, что разумный пост не ослабляет нас, а создает легкость, собранность, духовную трезвость, радость и чистоту. Для этого нам необходимо вести образ жизни, который не был бы противоположностью посту. Мир, окружающий нас, не меняется во время поста. Поэтому от нас требуется особое усилие, необходимо еще раз обдумать взаимосвязь между внутренней религиозной жизнью и ее внешними проявлениями. Без внутреннего духовного трезвения постепенно элементарный опыт внутренней духовной жизни, красота реального мира исчезают, человеку становится трудно пребывать в тишине, он теряет способность к молитвенной сосредоточенности, да и к молитве вообще. Но тишина, созданная отсутствием светского шума, не должна быть пустой. Душа наша питается молитвой, но разум тоже нуждается в пище. Хорошо заранее наметить для себя список книг, которые полезно было бы начать читать. Церковь постом ждет от нас обогащения нашего духовного и умственного внутреннего мира, и это время благодатной возможности обрести этот внутренний мир и радость. 

Протоиерей Алексий Тюков 


12 июля 2019 г.  

Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел пострадали в Риме при императоре Нероне - около 64 года. Чудеса и проповедь апостолов возбудили ярость нечестивого правителя, который осудил их на смерть. Апостол Петр, как иностранец, был приговорен к распятию. Считая себя недостойным принять такую же смерть как Спаситель, он попросил быть распятым вниз головой. Апостол Павел, как римский гражданин, был казнен через усекновение главы мечом.Близость времени страданий и значение служения этих двух великих апостолов побудили Церковь установить для них общий день памяти.


9 июля 2019 г.  

Празднование иконы Божией Матери Клинская

По народному преданию этот дивный образ был написан в одну ночь в зале ожидания Клинского вокзала. Это было накануне крушения императорского поезда, в котором возвращался Александр III со всей своей семьей из Ливадии. Несмотря на большие жертвы, все члены императорской семьи остались живы. Иконописца больше никто не видел, а икона так и осталась в зале ожидания вокзала. Для нее был сделан оклад, икона была украшена драгоценными камнями. Достоверно, что в 1836 году икона Божией Матери Клинская была широко известна и почитаема. Позже у вокзала была построена часовня и в свое время икона оказалась там. Каждое воскресенье совершался крестный ход из Троицкого собора до часовни, где служили молебен перед чудным образом. В конце 20-х гг. прошлого века образ был спрятан и сохранен жителями, а позже появился в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» города Клин, где и находится по сей день. 

Автор фото Ирина Ермакович

Клин православный.


16 июня 2019 г.  День Святой Троицы. Пятидесятница

   Православные церкви празднуют День Святой Троицы в воскресенье в день Пятидесятницы — 50-й день после Пасхи (Пасха — 1-й день). Праздник входит в число двунадесятых праздников.

  Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы  описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4). Этот день считается днем рождения Церкви. 


Подготовка к празднику Святой Троицы

   В субботу 15 июня наши прихожане готовили храм к празднику Святой Троицы: украшали его березками и свежескошенной травой. 


6 июня 2019 г.  Вознесение Господне.

Престольный праздник 

Тропарь гл. 4:

Возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ра́дость сотвори́вый ученико́м,/ обетова́нием Свята́го Ду́ха,/ извеще́нным им бы́вшим благослове́нием,// я́ко Ты еси́ Сын Бо́жий, Изба́витель ми́ра.

Кондак гл. 6:

Е́же о нас испо́лнив смотре́ние,/ и я́же на земли́ соедини́в Небе́сным,/ возне́слся еси́ во сла́ве, Христе́ Бо́же наш,/ ника́коже отлуча́яся,/ но пребыва́я неотсту́пный,/ и вопия́ лю́бящим Тя:// Аз есмь с ва́ми и никто́же на вы.

                                                             Величание

Велича́ем Тя,/ Живода́вче Христе́,/ и почита́ем е́же на Небеса́/ с пречи́стою Твое́ю Пло́тию// Боже́ственное вознесе́ние. 


27 - 28 апреля 2019 г.  

Христос Воскресе!


14 апреля 2019 г. 

   После Божественной литургии в нашем храме был организован субботник, на котором прихожане  подготовили храм и прилегающую к нему территорию к праздникам Входа Господня в Иерусалим и Светлого Христова Воскресения.


Великий пост

  Время поста — это действительно то время, которое мы должны использовать с большой пользой для себя. Время, когда через молитву мы можем почувствовать Божие присутствие и прикосновение к нам Божественной благодати. Время, когда нам следует задуматься о своей жизни, о своих поступках, о том, что мы сделали плохого и даже о том, что мы сделали хорошего. Потому что не следует думать только о плохом, и покаяние есть не только признание своей вины. 

    Одновременно в Великом посту нужно благодарить Господа за всё, что Он нам дал в жизни, что мы могли развить, что мы могли усовершенствовать, чего мы могли достичь, ведь без помощи Божией никакие человеческие успехи невозможны. Поэтому время Великого поста — это время молитвы и размышления о нашей жизни, о ее цели, о том, как мы к этой цели приближаемся.

Святейший Патриарх Кирилл


19 января 2019 г. Крещение Господне

Во время празднования Крещения Господня совершается священнодействие, являющееся одним из важнейших событий церковного года - Великое освящение воды. Оно совершается дважды. Первый раз - накануне праздника, в сочельник, в храме, в самом конце Божественной литургии. Затем - в самый день праздника, когда после Литургии принято совершать крестный ход "на Иордань", то есть на реку или на другой водоем, где и освящается весь водоем тем же чином, что и накануне. Освященная вода называется Великой Агиасмой ("святыней" - греч.) и принимается всеми христианами с подобающим благоговением, употребляется натощак (при необходимости допускается исключение из этого правила), хранится обычно в красном углу у икон в течение целого года - до следующего великого водоосвящения. "И происходит явное знамение, - писал в IV веке Иоанн Златоуст, - эта вода в существе своем не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источника". Знамение означает чудо. И хотя это чудо уникально (совершается только раз в году), оно охватывает всех и прикасается к каждому. Не случайно в дни празднования Богоявления выстраиваются многочасовые очереди - весь народ православный приходит "за святой водичкой". В этот же день совершается первое отступление от правила - святой водой должны причащаться все, независимо от того, натощак они пришли или нет. Церковный устав специально разъясняет, что неправильно поступает тот, кто отлучает себя в этот день от принятия святой воды из-за того, что уже вкусил пищи. "Ибо благодати ради Божией она (святая вода) дается на освящение миру и всей твари. Поэтому во всяких местах, и в скаредных (нечистых), и всюду кропится, и то, что под ногами нашими". Обычай освящения воды возник в Церкви с самых ранних времен христианства. Праздники Рождества Христова и Крещения сохраняют в жизни Церкви древнюю связь, образуя единое празднование святых дней - "святок" - от Рождества до Крещения. И так же, как в Пасху, в эти дни - и в Рождество, и в Крещение - на Литургии вместо "Трисвятого" поется песнь для новокрещеных: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся". Если же мы сравним два чина - освящение воды в таинстве Крещения и освящение воды в праздник Богоявления (Великое водоосвящение), то обнаружим, что они практически совпадают, за исключением помазания воды святым елеем (при Крещении), которое соответствует крестообразному погружению креста при Великом водоосвящении.

В новозаветном откровении через воду подается дар новой жизни: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Теперь она становится священной, источником не только очищения, но и возрождения, и обновления жизни, и освящения. Теперь она носитель благодати Святого Духа, Который делает ее Великой Агиасмой. Церковь принимает в этом вселенском водоосвящении непосредственное участие: и когда призывает Христа, освятившего Своим сошествием в Иордан водное естество, вновь освятить нас и воды (стихира на "И ныне" Последования Великого освящения святого Богоявления), и когда окропляет весь круг жизни человека - дома, поля и даже "скаредные места".

В Крещенском водоосвящении само вещество, сама материя богозданного мира восстанавливается в том значении, какое она имела до грехопадения. "Она не отделяет человека от Бога, а, напротив, есть путь и средство к соединению с Ним, она не владычествует над человеком, а, напротив, сама служит ему… Вода не сама по себе имеет значение, не есть она и просто "символ". Но освященная, то есть действительно исполненная Духом Святым, она получает силу Христову, и в ней человек действительно соединяется со Христом и весь - душою и телом - обновляется для новой жизни"1В чинопоследовании Великого водоосвящения отметим его кульминационный момент: при пении тропаря праздника "Во Иордане крещающася Тебе, Господи" происходит троекратное погружение в освящаемые воды креста - символа присутствия здесь и сейчас Самого Иисуса Христа, когда-то погрузившегося (буквальный перевод "крестившегося") в Иордан и теперь так же сходящего и погружающегося Своим Знамением (Знаком) по молитве и священнодействию Церкви, и Собой освящающего воды.

Чин освящения в сочельник и в праздник Крещения один и тот же. Единственное условие, которое предъявляется к освящаемой воде, - пресность и чистота. Поэтому всякая вода, освящаемая в храме или водоеме, является Великой Агиасмой и употребляется во всех случаях, независимо от дня освящения.

 _______________________

Прот. Александр Шмеман. Издание Церковного вестника Западно-Европейского Православного Русского Экзархата в Париже в 1951 году  


7 января 2019 г.  Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Мы празднуем день Рождества Христова. Церковь, род человеческий празднует это событие 2000 лет. Празднует потому, что это событие, как никакое другое в истории, изменило течение человеческой жизни; потому, что событие это было не просто событием человеческой истории - Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь. Он возжелал стать одним из нас, Он возжелал соединиться не столько с радостью человеческой, сколько с человеческой скорбью. Он до конца испил чашу несправедливости, зависти, жестокости, осуждения, предательства, оставленности. Никто не может сказать, что ему пришлось испытать в жизни больше страданий, чем это испытал Бог, ставший человеком. И это неслучайно: через эту солидарность с людьми, не только праведными, но и грешными; через эту солидарность не только с человеческой радостью, но и с человеческой скорбью Христос и принял на Себя грехи мира, и искупил род человеческий от этих грехов.

И еще нечто очень важное совершил Господь, придя в этот мир: Он принес нам истину. Само слово «истина» с древнейших времен вызывало у людей множество вопросов. Хорошо известен вопрос Пилата: «что есть истина?» Люди пытаются отыскать истину, напрягая свой разум, напрягая свою волю, используя достижения науки и прочего человеческого мудрования. А некоторым кажется, что нет в этом мире истины, нет такого мерила правды, по которому человек мог бы и должен был сверять свои мысли и свои поступки. Но на самом деле это заблуждение, потому что если бы не было мерила правды, то человек не был бы способен отличать добро от зла, а правду от лжи, и, наверное, род человеческий в условиях смешения добра и зла, правды и лжи никогда бы не смог существовать, ибо это смешение грозит уничтожением самой человеческой жизни.

Для того, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не потерял способность отличать добро от зла, а правду от лжи, Бог во Христе и принес миру Свою Божественную истину, которая, как мерило, каждым может полагаться на все то, с чем он сталкивается в своей жизни. Христос принес нам спасение и искуплением грехов наших, и принесением нам истины, потому что без истины не может быть ни спасения, ни самой жизни.

   Патриарх Кирилл


14 октября 2018 г. - Покров Пресвятой Богородицы

   В основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы положено явление Матери Божией, произошедшее в X веке в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери и Ее мафорий, перенесенные из Палестины в V веке. 14 октября святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел Пресвятую Деву, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Богородица молилась за христиан, а затем сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Праздник Покрова установлен в Русской Церкви по инициативе святого Андрея Боголюбского, который построил известный храм Покрова на Нерли. Этот праздник особо почитаем именно в Русской Православной Церкви.


8 октября 2018 г. - память прп. Сергия Радонежского. Престольный праздник 

«Игумен земли Русской», как его издревле, благоговейно именуют чада Русской Православной Церкви, – один из величайших русских святых. Мудрый богопросвещенный подвижник и основатель одного из крупнейших русских монастырей – Троице-Сергиевой Лавры. Преподобный Сергий окружен в нашей церковной традиции особым почитанием. «Радуйся, преславне Сергие, Отечеству твоему пресветлый светильниче» (стихиры на Вечерне службы преставления преподобного Сергия) – взывает к нему Святая Церковь. Эти слова отражают значение, высоту и многогранность патриотической деятельности преподобного (журнал «Северный Благовест» № 28 – 2014).

Преподобный Сергий Радонежский – покровитель нашего храма. Известно, что еще в XVI веке в с. Тархове была деревянная церковь в честь святого Симеона Богоприимца.  Село и церковь до 1764 г. принадлежали Троице-Сергиеву монастырю.  Во времена Ивана Грозного здесь появилась вторая церковь – Рождества Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века начали строить кирпичную церковь. Освящение церкви Вознесения состоялось в 1800-1801 гг. В теплой зимней церкви – в трапезной – были устроены приделы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и преподобного Сергия Радонежского.

В день памяти прп. Сергия Радонежского в нашем храме состоялась Божественная литургия, по окончании которой был совершен крестный ход.  

 После службы наша община решила потрудиться во славу Божию. Мужчины занимались ремонтом входной двери храма и электропроводкой, женщины убирали территорию вокруг храма. После праздничной трапезы все вместе посмотрели фильм о  прп. Сергие Радонежском «Заступник земли русской». 


25 августа 2018 г. Субботник

    25 августа в нашем храме был организован субботник по покраске ограды вокруг храма. После молитвы перед началом всякого дела, все получили благословение от настоятеля и работа "закипела".


19 августа 2018 г. Преображение Господне


К 100-летию Октябрьской революции

"Красная Пасха" – документальный фильм об историческом периоде между Пасхами 1917 и 1918 годов, который вместил в себя события чрезвычайной важности для России и Русской Церкви. Об этом и многом другом в фильме рассказывают: настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Владимир Вигилянский; богослов В. Моров; историк церкви Н. Лисовой; профессор Московской духовной академии А. Светозарский. (Фильм снят по заказу ВГТРК «Культура»  tvkultura.ru) 2017 г.


19 августа 2017 г.  Преображение Господне

  В этот день, когда мы вспоминаем чудо Преображения физического тела Спасителя, мы прославляем это событие замечательными словами тропаря и кондака, в которых отображается суть происшедшего тогда на горе Фавор. Смысл этих молитвословий сводится к тому, что насколько ученики были способны, настолько Господь явил им Свою славу, Свое Божественное естество...Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа – это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, – всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, – мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути – когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, – в этот момент мы заглядываем в вечность. Апостолы спустились с горы Фавор, несомненно, укрепленные в вере. Господь явил Себя в Божественной славе ученикам, чтобы тогда, когда Он будет распинаем, они бы уразумели, что страдания Христа вольные и миру проповедали, что Он есть Сын Божий. Что же произошло, когда наступили страдания Спасителя? Ученики забыли обо всем: и о Фаворском свете, и о вечности. Петр просто отказался от Спасителя, другие разбежались... Что это означает? Неужели видение на Фаворе, это соприкосновение с вечностью, с иным миром не было достаточным, чтобы ученики пошли на смерть вместе со Спасителем до самой Голгофы? Оказалось, что нет. То же самое происходит и у нас, когда мы прикасаемся к вечности через молитву, через участие в Таинствах, через созерцание красоты, когда мы и умом, и сердцем видим это Божественное присутствие, но очень часто, погружаясь в суету повседневной жизни, вскоре забываем об этом видении, о соприкосновении с вечностью и снова становимся рабами своей похоти, обстоятельств жизни и тяготения ко греху. Господь знал, что ученики после Фавора отвернутся от Него. Господь знает, что и мы часто от Него отворачиваемся. И что же? Он простил Петра и учеников Своих. И они, получив прощение и осознав всю безмерность Божественной любви, пошли проповедовать Его имя до пределов земли. Все они, кроме апостола Иоанна Богослова, мученически скончались, в том числе Петр, распятый вниз головой на кресте в Риме. Мы – люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, – забывая об этом соприкосновении с вечностью, которая даруется нам в молитве, в таинстве Святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия сего мира, погружаясь в обыденность, часто обо всем этом забываем. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать, что Господь простил апостолов и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Ни при каких обстоятельствах мы не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной. Всему этому учит нас сегодняшний прекрасный день Преображения Христова. И дай Бог, чтобы опыт переживания Божественной литургии сегодня, как и каждый день, когда мы пребываем в храме, помогал нам возвращаться на путь истинный и жить во славу Божию.

Патриарх Кирилл


Архиерейское богослужение в Троицком соборе г. Клина

в день Новомучеников и исповедников Клинских

   17 февраля в день празднования Собора новомучеников и исповедников Клинских по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия викарий Московской епархии епископ Зарайский Константин, совершил Божественную литургию в Троицком соборе города Клина. Его Преосвященству сослужили благочинный Клинского церковного округа и настоятель собора священник Евгений Мальков, благочинный Волоколамского церковного округа священник Михаил Поляков, духовенство храмов Клинского благочиния. За богослужением молились глава Клинского муниципального района А.Д. Сокольская, сотрудники районной администрации, учащиеся православной гимназии «София» г. Клина. Пел сводный молодежный хор Клинского благочиния.  По окончании Божественной литургии было совершено славление перед иконой Новомучеников и исповедников Клинских. Благочинный церквей Клинского округа священник Евгений Мальков приветствовал Преосвященного владыку, а затем  епископ Константин обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом. Каждому участнику богослужения была вручена иконка Клинской Божией Матери с предстоящими новомучениками Клинскими.

   В этот же день в учебном корпусе Клинского филиала Российского государственного социального университета состоялся молодежный форум «Уроки столетия – единение ради будущего». В форуме приняли участие Глава Клинского муниципального района А.Д. Сокольская; епископ Зарайский Константин; председатель комиссии по миграционной политике, межнациональным и межконфессиональным отношениям Общественной палаты Московской области А.Е. Вайц; представители православных молодежных организаций Клинского района, учащиеся православной гимназии «София», духовенство Клинского благочиния. 


Крещение Господне

19 января 2017 г. - Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день христиане всего мира вспоминают события, описанные всеми четырьмя евангелистами, - крещение пророком Иоанном Предтечей Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Второе название - Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Евангелист Лука так пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:21-22).  В этот день и накануне 18 января в Крещенский сочельник в храмах совершается Великое освящение воды. На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди. А купание - это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне - крещенской воде. То есть если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно - с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.


Пасха 2016 г.

Подготовка к Празднику

Освящение куличей

Христос Воскресе!


Освящение Вознесенского храма в селе Тархово Клинского благочиния

Автор: Иерей Евгений Мальков

13 ноября 2011 года, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, архиепископ Можайский Григорий совершил освящение восстановленного Вознесенского храма с. Тархово Клинского благочиния

Вознесенский храм в селе Тархово Клинского благочиния

Каменный храм в с. Тархово построен в 1805 г. на месте ранее существовавшего, но обветшавшего храма. Вознесенская церковь претерпела трагическую участь большинства храмов нашей Родины, была закрыта в годы хрущевских гонений на Церковь в 1959 г. С 1993 г. по инициативе местных жителей началось возрождение церковной жизни в приходе, когда власти вернули верующим полуразрушенный храм.

По словам Высокопреосвященного Григория, с которыми он обратился к собравшимся на это торжественное богослужение многочисленным православным христианам, "этот храм является замечательной жемчужиной и с архитектурной точки зрения, и внутреннего устройства, и особенно его акустики… В храме гармонично сочетаются архитектура и церковное пение". Владыка Григорий отметил, что очень хорошо пели и церковный молодежный хор Скорбященского храма г. Клина, и весь верующий народ во время богослужения.

Освящение Вознесенского храма в селе Тархово Клинского благочиния

Освящение Вознесенского храма в селе Тархово Клинского благочиния

Служба в Вознесенском храме села Тархово Клинского благочиния

"Освящение храма, - сказал в своем слове Высокопресвященный Владыка Григорий, - событие не меньшее, чем его освящение после завершения строительства. Ведь этот храм был закрыт. Власти, когда лишали его духовенства и службы, рассчитывали, что он никогда не воскреснет, никогда не оживет. А все равно он теперь как заново построен!.. Чудеса бывают на свете, и если кто-нибудь в этом сомневается, пусть приезжает к нам в Россию, чтобы эти чудеса видеть каждый день, и особенно в строительстве и реставрации храмов. Это на самом деле чудо, потому что враги Церкви, думая уничтожить православную веру в нашей стране, конечно же, в первую очередь, разрушали места, где верующие могли собираться для молитвы. Разрушали наши храмы, святыни, святые обители, и сейчас видно, что не удались эти их планы, а наш православный народ, по крайней мере тот начаток, который остался верным Христу и Его Церкви, не примирился с тем, что храмы наши были разрушены, а продолжает их восстанавливать. Среди великих трудностей и при материальном неблагополучии мы можем благодарить Господа Бога за то, что Он посылает добрых людей, которые, имея какой-то достаток, уделяют часть своих средств на возрождение жизни Русской Православной Церкви. Потому что только силами наших прихожан, наверное, не могли бы мы восстановить ни одного храма.

Если говорить только о нашем Подмосковье, то у нас более 13 000 действующих храмов, и все они, милостью Божией, или восстановлены, или продолжается их восстановление, кроме того, более 300 храмов построено заново.

Мы благодарим Господа Бога за то, что в Подмосковье храмы буквально на каждом шагу. Чаще всего они уже светят своими куполами и золочеными крестами, показывая путь и направление, куда должны следовать стопы православного христианина для молитвы в храм Божий. Но храм - это только место, где мы собираемся. А кто должен в него собираться? - Верующие! Поэтому и нужен храм, чтобы там воспитывать наших верующих, будущее поколение православных людей и патриотов нашего Отечества, то есть надо готовить новых людей - молодое поколение, которое придет нам на смену".

Причастие в Вознесенском храме села Тархово Клинского благочиния

Причастие в Вознесенском храме Клинского благочиния в селе Тархово

Владыка Григорий отметил, что "приятно видеть и слышать хор молодых людей, которые воспитаны в воскресной школе и выросли православными христианами, а теперь еще и прославляют Господа своими голосами во время богослужения, помогая другим возноситься молитвами к Спасителю.

Нужно уделять особое внимание духовному воспитанию детей и молодежи в отеческой православной вере, чтобы они были патриотами своего Отечества, любящими свою страну и свою Церковь".

Священноначалие Русской Православной Церкви выразило свои знаки внимания настоятелю и прихожанам Вознесенской церкви с. Тархово. По случаю освящения храма получил церковную награду настоятель протоиерей Борис Рожков: орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского.

Протоиерей Борис Рожков (Клинское благочиние)

Много сделавший для восстановления храма активный труженик и алтарник Станислав Болеславович Ермакович был награжден орденом прп. Даниила Московского;

Алтарник Клинского благочиния Станислав Болеславович Ермакович

медали Московской епархии и благословенные грамоты Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия получили благотворители храма.

Благотворители Клинского благочиния

Всем молящимся были подарены на молитвенную память от Высокопреосвященного архиепископа Григория иконки.

Прихожане Вознесенского храма села Тархово Клинского благочиния

На братской трапезе состоялась беседа о современной жизни Православной Церкви с духовенством и прихожанами.

Фото: Галина Акулова, Евгений Цапенко